Интервью у преподобного Иоанна Лествичника.

-Святый отче, давайте начнем с терминов. Кто такой христианин?

-Христианин есть тот, кто, сколько возможно человеку, подражает Христу словами, делами и помышлениями, право и непорочно веруя во Святую Троицу.

 

-Вот Вы – монах. Кто такой монах?

— Монах есть всегдашнее понуждение естества и неослабное хранение чувств.

 

— Сильно. А как нам, мирянам, спасаться в миру? Это вообще возможно?

— Все доброе, что только можете делать, делайте; никого не укоряйте, не окрадывайте, никому не лгите, ни перед кем не возноситесь, ни к кому не имейте ненависти, не оставляйте церковных собраний, к нуждающимся будьте милосерды, никого не соблазняйте, не касайтесь чужой части, будьте довольны оброки жен ваших. Если так будете поступать, то не далеко будете от царствия небесного.

 

— Отче, как не грешить?

— Тех мест, которые подают тебе случай к падению, убегай как бича; ибо когда мы не видим запрещенного плода, то не так сильно его и желаем.

 

 — Как научиться любить?

— Тогда всякий из нас познает, что в нем есть братолюбие, и истинная к ближнему любовь, когда увидит, что плачет о согрешениях брата и радуется о его преуспеянии и дарованиях.

 

— Как научиться молиться?

— На молитве стой с трепетом, как осужденный преступник стоит пред судиею, чтобы тебе и внешним видом и внутренним устроением угасить гнев Праведного Судии: ибо Он не может презреть душу-вдовицу, предстоящую Ему с болезненным чувством и утруждающую Неутруждаемого.

 

— Если человек оставил смертные грехи и теперь старается жить по-христиански, какие опасности его могут поджидать?

— Человекоубийцы бесы побуждают нас или согрешить, или, когда не грешим, осуждать согрешающих, чтобы вторым осквернить первое.

 

— В чем опасность осуждения?

— Послушайте, злые судии чужих деяний: если истинно то, как в самом деле истинно, что «имже судом судите, судят вам» (Мф.7:2); то, конечно, за какие грехи осудим ближнего, телесные или душевные, в те впадем сами; и иначе не бывает.

 

— Сейчас идет Великий Пост. В чем смысл поста?

— Когда чрево утесняется, тогда смиряется и сердце; если же оно упокоено пищею, то сердце возносится помыслами.

 

-Может ли чревоугодие порождать другие грехи?

Кто служит своему чреву, и между тем хочет победить дух блуда; тот подобен угашающему пожар маслом.

 

— Ого. А что вообще может испортить христианский путь мирянина?

— Видел я весьма многие и различные растения добродетелей, насаждаемые мирскими людьми, и как бы от подземного стока нечистоты напаяемые тщеславием, окапываемые самохвальством и утучняемые навозом похвал.

 

— Эх… Как все-таки быть настоящим христианином?

— Покусившимся с телом взойти на небо, поистинне потребны крайнее понуждение и непрестанные скорби, особенно в самом начале отречения, доколе сластолюбивый наш нрав и бесчувственное сердце истинным плачем не претворятся в боголюбие и чистоту.

 

— Святый отче, в нашем храме много молодежи. Что бы Вы могли посоветовать ребятам?

— Усердно приноси Христу труды юности твоей и возрадуешься о богатстве бесстрастия в старости: ибо собираемое в юности питает и утешает изнемогших в старости. Юные! Потрудимся ревностно, потечем трезвенно; ибо смерть неизвестна. Мы имеем врагов лукавых и злых, коварных, пронырливых, державших огонь в руках и желающих сжечь храм Божий тем самым пламенем, который в нем, врагов сильных и никогда не спящих, невещественных и невидимых. Итак никто из юных не должен слушать враждебных бесов, когда они внушают ему, говоря: «Не изнуряй своего тела, чтобы не впасть в болезнь и немощи».

 

 

Сергей Комаров — православный миссионер, катехизатор, публицист.

 

 

Комментирование запрещено