Когда Господь сотворил человека, Он вложил в него те дары, которые по первоначальному замыслу должны были привести к святости. Это совокупность духовных, душевных и телесных способностей. К телесным способностям относится физический труд и воздержание, иными словами — пост. Душевные способности — это интеллект, умение чувствовать и сопереживать. Из основных духовных способностей можно особо выделить стремление к свободе.
Грех перевернул всё с ног на голову, разрушил человека изнутри, вместо духовной свободы он начал стремиться к свободе в земном, греховном её понимании. Есть один замечательный пример из истории нашей Церкви. Соловецкий монастырь до революции был одним из крупнейших духовных центров Руси, где подвизались тысячи иноков. После революции советская власть решила сделать из обители лагерь. Монахам было велено искать себе другое место жительства. Многие ушли в поисках нового прибежища, но были и такие, которые, пребывая в Боге, находились в той степени духовной свободы, что им не страшны были тюремные стены, их не пугала несвобода в земном её понимании. Монастырь обнесли колючей проволокой, а оставшиеся братья стали заключёнными Соловецкого лагеря.
В Писании есть пример того, как Господь взращивал в израильском народе стремление к духовной свободе. Много лет евреи находились в плену у египтян и стали приобретать психологию рабов. Именно тогда Господь послал Моисея вывести народ из Египта. Пропитавшеся духом рабства израильтяне при первых же трудностях стали укорять Моисея и говорить о том, как хорошо им жилось в Египте. Именно поэтому Господь не пустил сразу израильтян в землю Обетованную и попустил им бродить сорок лет по пустыне — чтобы за это время родились и выросли люди, не знавшие рабства; поколение, воспитанное среди трудностей свободного бытия, надеющееся не на правителей египетских, а только на своего Бога. Только такое племя могло принять дар Божий — землю Обетованную.
Мир меняется, но духовная суть остаётся прежней — люди как были зависимыми, так и остаются. В поисках свободы человек обманывается и пытается убедить себя, что право выбора и свобода — это одно и то же. Однако самостоятельный выбор марки автомобиля и продуктов в супермаркете — ещё не свобода. Свобода — это состояние духовное, и обрести её можно только в Боге. Православная Церковь на примере жизни святых показывает, как подвижники, отказывая себе даже в самом необходимом, становились по-настоящему свободными.
Архимандрит Иоасаф (Перетятько)